On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: 1. Ник желателен на кириллице, с большой буквы. 2. Желательно использование в качестве ника своего славянского (если пока нет, то паспортного) имени. 3. Уважай собеседника. 4. У славян обращение на "ты" приветствуется.

АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 3
Зарегистрирован: 07.08.08
Откуда: Орёл
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.08 09:43. Заголовок: Верования


Я тут отрыла у себя забавную статейку А. Колчина "Верования крестьян Орловской губернии", вот отрывок, может кому-то будет интересно! Постараюсь найти оригинал!

" 1. Лешие
Лешие живут в лесах с женами, детьми, отцами и матерями. У них есть для каждой семьи свое особое жилище и в особом лесу. Жилища свои они строго оберегают и для этого держат собак. Водится также у них свой скот. Все лешие повинуются своему атаману, самому старшему из леших. Он их посылает повсюду, где только ему захочется людей посмущать. В полночь лешие со своим атаманом выходят поиграть. Некоторые мужики и бабы видали, как они играют. Атаман выбирает самое толстое и высокое дерево в лесу, велит его лешим нагнуть вершиной к земле и отдает приказаное вешаться им на ветвях его вниз головой, поочереди. Тогда у них идет работа бойкая и живая, — каждый работает весело и увертливо, так что атаману становится любо, и он хвалит их за ловкость. Проходит полночь, петухи пропели в первый раз. Атаман велит им кончить потеху и разогнуть дерево. Лешие мигом разгибают дерево и бегут вместе с атаманом в ближайший вершок. Там у них поднимается крик, шум, гам и продолжается до вторых петухов. После вторых петухов все стихает и лешие разбегаются. (Кукуевка).
Видом леший похож на человека, только черный собой, покрыт шерстью, с крыльями и хвостом. Скидывается он поводырем, ямщиком, собакой, кошкой, козлом и т.п. Леших видали многие, а особенно колдуны. Один старухинский старик хорошо его видел около Протасовскаго барского леса, когда раз шел туда дрова воровать.
«Он (леший) ехал на тройке добрых коней за водой, с большущей бочкой. Сидит он на бочке и правит лошадьми, а сам на вид средних лет/из себя мужчина плотный, весь покрыт черной блестящей шерстью. Шерсть на нем вся завита кудрями и голова тоже кудрявенькая, с небольшими загнутыми витком рожками, не больше мизинца, ноги в копытах. Глядит он ласково, мягко, как добрая черная собака. — «Куда, мужичок, идешь? в лес?» спрашивает леший. — Да, отвечал я ему. — «Видишь моих лошадей?» говорит он:
«в корню-это приказчик Шереметьевский, а левый пристяжной-ваш бурмистр Евстрат. В барщину они мало работали, так вот теперь у меня пусть повозят воду, поработают». А я этак и говорю:»Господи боже!». Вдруг все сгинуло. Так я и не узнал правой пристяжной».
В каждом лесу живет по лешиму, а главный над ними, лесной царь, живет под землей, в аду, где прикован на цепях, которые и грызет. Он бы их уже давно перегрыз, если бы оне снова не спаивались. Спаиваются кольца цепи, когда поют: «Иже Херувимы».
Лешие сбивают путников с дороги. — Один путник заблудился в лесу. Его нагоняет кто-то на тройке и кричит: «эй, приятель, садись!» Путник сел, и кони мчали так быстро, что от езды он задыхался. С трудом он мог сказать неизвестному, чтобы тот полегче гнал лошадей. А тот и говорит: «ну, слезай теперь!» Слез путник и очутился в Аравии. Он стал распрашивать у встречных, как он попал сюда из Российской империи. Ему кто-то сказал: «ступай на то место, где неизвестный тебя ссадил.» Послушался путник и пошел к тому месту;
глядит и видит того же мужика, с каким ехал на тройке. Мужик спрашивает: «Куда тебе?» — «А ты отколь взялся?» говорит путник. — «Ну, садись, довезу!» И помчал его на лошадях еще быстрее прежнего. Седок слова не может выговорить и только кричит-»у-..у..ух!ух! разбой!» и уцепился за экипаж. А леший привез его домой в избу и скрылся. Жена, удивленная этим происшествием, стоит и окликает мужа: «Иван, Иван, чего ты? что с тобой?» Иван же уцепился за столб в избе и кричит: «разбой!» Потом, когда он опомнился, то жена и стала спрашивать его: «хочет ли он исполнить свое намерение, сходить в Новый Иерусалим Богу помолиться, что Он спас их от пожара?» И когда он рассказал ей все, что с ним случилось, то она сказала, «оттого тебя . леший так и мучит, что ты забыл о своем обете Богу».
Надо исполнять обеты, данные перед Богом, и леший никогда того человека не тронет.
Если заблудишься в лесу и чтобы тебя не сбил с дороги леший, не говори ни слова и переобуйся так же точно,.как и в метель, и тогда тебя леший не одурачит, не будет тебе казаться все страшным и неизвестным, живо опамятуешься, в каком ты месте находишься. Когда бабы сбиваются с дороги в лесу, особенно в грозу, то они должны скинуть с себя рубашку, вывернуть ее наизнанку и опять надеть, тогда они найдут дорогу. (Протасове, от старухи). Если заблудился в лесу с подводой, то распряги лошадь и опять запряги, только так, чтобы кольцо дуги приходилось не вперед, как обыкновенно запрягают, а назад. Если же ехал на двух подводах и заблудился, то запрягай лошадей после распряжки так: с задней подводы бери дугу на переднюю, а с передней на заднюю подводу, и обе дуги запрягай кольцами назад. (Протасове). При этом читай про себя, мысленно, молитвы: «Да воскреснет Бог... Отче наш»... с приговором слов: «избавь моя молитва от того, на кого я думаю, на шута, пусть шут погибнет, на всех врагов, пусть все враги погибнут. Как подкова разгибается, пусть так все враги, все шуты разорвугься». (Чапкино).
Лешие затем сбивают людей с дороги и уводят далеко в леса, чтобы там убить их или до смерти защекотать. Щекоча человека, они начинают его грызть за бока и загрызают совсем. Другие уверяют, что они едят людей, и потому работа между ними распределяется за добыванием человеческого мяса. Одни лешие занимаются откармливанием пойманных людей; они их кормят орехами, а потом закалывают, чтобы съесть;
другие на наловленных людях работают и ездят за водой, а третьи только занимаются ловлением людей посредством разных сманиваний и сбиванием с дороги, чтобы они заблудились и попали в их руки.
Лешие напускают иногда стаи волков на стада, когда пастух не хорош — ругает скотину, бьет ее без толку и ругает черным словом. Если кто перейдет след лешего, то занемогает болезнью, которую вылечить могут только бабки. Они лечат более заговорною водою и разными лекарствами, составленными больше всего из трав.
Девушек и детей лешие могут похищать. Девушек они берут себе в жены. Берут в жены и женщин, живущих распутно. За вдовами и замужними женщинами, у которых мужья в отлучке, лешие любят ухаживать. Тогда они делаются добрыми и ласковыми, приносят гостинцев и угощают их, но их гостинцы не хороши — ничто иное, как лошадиный помет. Если у них от лешего рождаются дети, то они исчезают: родившихся детей никто не видит. Чтобы избавиться от такого ухаживания, употребляют траву чертополох. Втыкают в избе над дверью, над постелью, кладут под подушку. Другая трава — простель еще сильнее действует против лешего. Если ее положить под подушку, то он уж совсем не подступает к женщине и уходит от нее навсегда.
Жила старуха с невесткой, а сын был в солдатах. Раз ночью в солдатской одежде он и является домой. Мать и жена радуются, распрашивают его, а он все отвечает, как есть. Мать захотела, пока до утра, угостить сына яичницей. Подбежала она попросить у соседки сковородочку, а соседка старухе и говорит: «к тебе не сын пришел, а леший: в самую полночь крещенный человек не приходит». — «Нет, матушка, сынок, и в солдатском одеянии». Старуха и говорит: «Поди под куриный насест» Пришла мать от соседки с сковородочкой, а сынок ходит по избе. Она про себя стала читать молитву и все идет под куриный насест, а он за ней, и около одной его ноги обвился черный хвост. Как только подошла к кочету и дочитала молитву, схватила его за хвост. Тот захлопал крыльями и закричал, а леший и говорит: «Счастлива ты, старая, что скоро спохватилась, а то я тебя бы разорвал», и провалился.
Чтобы вызвать лешего, надо не молиться Богу на ночь и думать о нем. Он придет к человеку. Можно увидать лешего через три бороны. Взять их и поставить так, чтобы в серединке между ними можно было сидеть и глядеть. Леший покажется. Смотрят также через хомут и видят лешего.
Охотники и пастухи вступают в договор с лешим, чтобы одному всегда была удача в лесу на охоте, а другому благополучно пасти стадо. Леший говорит желающим вступить с ним в договор: «Предайся мне». А договаривающийся спрашивает: «Как это мне сделать?» — Сними крест и делай все по-моему», скажет леший. И кто сделает так по слову лешего, тому во всем будет удача. Через несколько времени леший требует от договаривающихся, во время причастия, не глотать дарочки (св.Даров), а держать за скулами (во рту) и принести ее домой, а оттуда в лес, где он жзивет. Там ее заделать в березку, вырубив первоначально ямку в ней, вложить дарочку и зарубить. Потом выстреливают в нее через плечо и таким образом навсегда предаются нечистому. Они делаются сильными колдунами, и им от лешего во всем подмога.
Леший уносит младенцев до крещения и детей, которых мать ругает черным словом. В одной богатой семье родился мальчик. Родители были радехоньки ему, так как он становился богатым наследником своих родителей. Семья была очень богата. У них было всего много:
и скота, и лошадей, а лошади все хорошие и дорогие. Один конокрад — бедный мужик — давно изловчался, как бы украсть их, да время не приходило. Конокрад на второй день, как хозяйка родила сына богатому мужику, темной ночью, пошел воровать. На встречу ему попадается леший и говорит: «Куда ты идешь?» — «Иду лошадей воровать у богатого мужика, да не знаю, как ворота отворять», отвечает вор. Леший сказал: «И я к нему иду воровать некрещенного младенца-сына. Я тебе ворота отопру, а ты когда я младенца на чердак от матери понесу, не говори ему, если он чихнет будь здоров. Сговорился леший с вором, пошли. Леший ворота отворил. Как только вор стал лошадей выводить, то украденный лешием младенец чихнул на чердаке. Вор сказал: «Будь здоров». Леший провалился, а младенец остался и закричал. Услыхали домашние крик младенца на чердаке, переполошились и не могли ума приложить, как он туда попал. Пришел тут вор, покаялся хозяину во всем и рассказал ему,'как он спас от лешего младенца-С радости хозяин подарил вору пару хороших коней.
Имеет ли леший силу за пределами леса — ответы различны. Одни говорят, что не имеет, а другие утверждают противное. Тоже и о жилище, скоте и о собаках — рассказывают различно. Протасовцы говорят, что у леших нет домов, нет скота и собак. В лесу хватит всего: тут много пасется нашего скота и немало всякой дичи. Леший будет сыт и без нашего скота. Некоторые говорят, что он живет без пищи и только тем и занимается, что смущает людей на худые дела. Женаты ли лешие? На это одна старуха отвечала: «Как не женаты! Если бы не женились, то давно бы перевелись, а леших всюду тьма-тьмущая».
Не любят лешие, когда у них мужики лес воруют. Иногда они прогоняют воров криками и ауканьем, а иногда и с дубинкой придет, чтобы поколотить воров. Не прочь и подшутить над лесным вором.
Раз мужики приехали ночью в лес воровать. Дело было осенью. Они облюбовали хорошую березку и думают ее поскорее срезать, а леший (шут) сидит на ней да палочкой постукивает. Мужики смеются над ним, да делают свое дело. Вот срезали березку, положили на колесню и хотят везти, а лошадь ни с места. Смотрят, дивуются. И что же? Леший с ними шутку сшутил:
задние колеса переменил на передние, — лошади-то и тяжело было везти. Зимой, однажды, леший напустил собак на мужиков-воров лесных. Так едва и уехали из лесу. — «Так вот и рвут, только ударить не даются», и гнались от лесу за полверсты.
2. Русалки
Кроме леших, в наших лесах водятся еще русалки, но их теперь стало меньше и не так стали они опасны для человека. В старину удавленниц и утопленниц не проклинали, и потому их души и превращались в русалок, а теперь священники удавленников и утопленников проклинают, и оттого русалок меньше. Русалки в лесу или качаются на ветвях березы, или сидят под деревом с корзинками в руках, в которых носят ягоды, орехи, бублики, калачи, и этим заманивают к себе маленьких ребят и защекочивают, а потом и радуются. Во время цветения хлеба русалки гуляют во ржи. Похожи они на девушек, красивы станом и лицом, с распущенными длинными зелеными волосами и одежды не имеют.
Чтобы избавиться от русалок, надо очертить круг около себя и закрестить, или же взять кочергу и на ней подъехать к ним. В первом случае они не переступят запрещенной черты и не схватят стоящего в кругу; во втором — они разбегуться от человека, который подъезжает к ним на кочерге, так как они подумают, что к ним едет ведьма, которой они бояться. Вальком (рубелем), отмахиваясь наотмашь, можно избавиться от русалок, или сказать, сколько клевцов (зубьев) в бороне, — и они тоже отступяться. Опасны бывают русалки в русалочью неделю. Они водятся не только в лесу и ржи, но и в воде.
3. Водяной
Главный хозяин, царь в воде — водяной. Он живет в морях, реках и прудах. Видом своим он подобен лешему, только шерсть на нем очень лохматая и белого цвета. Одежды не носит никакой, и в пищу употребляет то, что водится в воде. Образом своей жизни вполне подобен тоже лешему, только леший царствует в лесу, а водяной в воде. Водяной не добр к людям. Хорош он только к тем, кто его обожает да приносит ему в жертву животных и плоды.
Жил в деревне богатый мужик и для полевой работы держал у себя работника. Раз заприметил работник за хозяином, что у него совсем не было ржи в амбаре для посева, а он входит в амбар и из стены закрома сыплется ему в мерку рожь. Спрашивает работник хозяина, что бы это значило. А хозяин и говорит ему: «хочешь, научу тебя, как добывать рожь?» Согласился работник. Хозяин взял образ Спасителя и пошел к реке. Там он велел работнику положить на берег образ и стать на него ногами. Работник сделал. Тогда хозяин сказал:
«отрекайся от отца, матери и от всей родни до 12-го колена». Работник исполнил. И вдруг из-под воды вышел водяной, собой лохматый и белый, да и спрашивает: «Зачем вы меня кликали?» Сильно оробел работник, не выдержал испуга да подавай Бог ноги. Побежал не к хозяину, а прямо к своей матери, ни жив, ни мертв. Мать спрашивает его: «что с тобой, сыночек?» А он ни слова: едва опамятовался. Понял работник, что хозяин его был в договоре с чертом-водяным и хотел его также поставить в договор с ним. С тех пор к своему хозяину ни ногой: до смерти боялся его.
В договор вступают с водяными мельники и рыбаки и бросают ему в дар баранью голову с рогами или целого барана. За это водяной мельнику дает успешный помол и всегда напускает воды на его мельницу вдоволь, а рыбаку помогает загонять рыбу в сети.
Водяной живет где-нибудь в глубоком месте, под берегом, в буговищах и под плотинами в прудах. Он имеет жену, детей и кроме того еще подвластных себе — меньших водяных. Набирает себе водяной жен, детей и слуг из посредством разных заманиваний, для этого посылает даже на землю и своих слуг. Они ходят по земле и сманивают людей к прорубям, мельницам и к другим опасным местам. При этом всегда людям отводят глаза. Пристает нечистая сила к человеку, когда он идет не за хорошими делом — воровать, пить водку в кабак, на посиделки и т.д. В это время всегда около человека вертиться всякая нечистая сила и отходит от него только тогда, если старший позовет ее.
Как только кто станет купаться, водяной уже тут подкарауливает его, чтобы утащить к себе. Удастся утащить ему женщину — она будет его женой, мальчика или девочку — они будут его детьми, большого мужчину — он будет его слугою, рабом до тех пор, пока не даст за себя выкупа, т.е. пока, уже сделавшись водяным, сам не утащит своему старшему-хозяину кого-либо из людей. Водяной любит выходить на берег или всплывать на поверхность воды и разговаривать сам с собою. В морях он ездит на рыбе-ките и акуле. В угоду водяному этих рыб не едят. Всего опаснее купаться в 12 часов дня и в полночь: в это время часто водяной утаскивает к себе не только людей, но и лошадей. Раз шли мужики мимо речки и один из них, хвастаясь перед товарищами, вздумал переплыть эту речку три раза без отдыха. Солнце только что перешло за полдень. Он скинул рубаху и поплыл, перекрестясь, первый раз, потом второй и даже третий. Плывя третий раз, мужик не успел встать на ноги у берега, как на средине речки показался черный человек-черт, затрепал в ладоши и закричал: «Счастье твое, что за 500 верст смущал попа!» -Один старик не купается уж лет 30 слишком: тоже в пруду сам, своими ногами, ощупал водяного и перекувырнулся через него, так что насилу спасся. (Протасове, Чапкино).
В 12 часов дня один молодой парень был утащен в воду водяным. Когда сбежался народ и призвал нырка, чтобы он нашел утопленного и вытащил его из воды, то он нырнул первый раз и сказал: «подожду пять минут, теперь нельзя, потому что на голове его сидит белая лебедь, которая била меня и крыльями и клювом». Через пять минут нырок вторично спустился на дно к утопленнику и вытащил. Из воды кто-то закричал народу: «Ну, теперь он наш! Насилу бедняжечка дождался, скоро ли его замучают!» Белая лебедь, что сидела на голове у утопленника, был водяной черт.
Один мальчик было утонул, да родители его скоро вытащили из воды и откачали. Потом спросили, как это он попал в воду и утонул. Мальчик рассказывал, что пошел с ребятами купаться в пруд, место было глубокое, а он не умел плавать и пошел ко дну. Там его встретил седой старик с рогами и сказал, чтобы он посидел тут, пока он сходит в свою хату. Мальчик остался сидеть, а около него поднялся крик, шум, гам и играла музыка. Чертенята кричали, что мальчик теперь им принадлежит, а старик вышел и сказал, что мальчик им не принадлежит, так как ему не должно быть утопленником.
Нередко черт любит пошутить и посмеяться около воды с народом. Однажды он задумал шутить с солдатами и сказал им, сколько хотите стреляйте в него дробью из ружья, ему ничего не будет. Солдаты стали стрелять, а черт становился мишенью. Кто-то из них выстрелил в черта, он соберет всю дробь, в него пущенную, и принесет тому солдату, который стрелял. Солдаты удивлялись, а черт прыгал и смеялся над ними. Вот один солдат и вздумал взять солдатскую пуговицу, разрезал ее на части, зарядил ею ружье и пустил в черта. От выстрела этого черт перевернулся и заохал, собрал кусочки пуговицы, принес стрелявшему солдату и сказал, что солдатской пуговицей нельзя в него стрелять, потому что она его может убить. После этого черт перестал с солдатами шутить.
Во время грозы шел солдат мимо пруда и видит: на плотине черт (водяной), ногами в воде болтает, на небо смотрит и Бога языком дразнит, что Он ему ничего не сделает. Солдат подумал, что «одной смерти не миновать, а двух не бывает», взял ружье (он был с ружьем), зарядил его и вместо пули положил пуговицу, которую .тут же отрезал от своей солдатской шинели, прицелился и выстрелил в черта. Черта тут же разнесло в прах, так что с неба послышалось радостное восклицание: «ага!..» Так солдат убил черта, и сам сгинул тут же без вести. Говорят, что за солдатом сошло с неба светлое облако, и он взят был живым на небо за убийство черта.
4. Лутовики и полевики
Духи, населяющие поля, луга и колодези, называются по месту жительства своего — полевиками, луговиками и т.п. Все они похожи на лешего и покрыты лохматой шерстью. Их можно видеть в 12 часов дня и перед заходом солнца. Опасно спать человеку перед закатом солнца и в полдень, так как духи эти выходят из своих нор наводят на тех, кто спит, еще более крепкий сон и напускают разные лихорадки и другие тяжелые болезни.
Никогда не надо спать на межах: сейчас переедет полевик, так что и не встанешь. Это со многими случалось. Один мужик лег таким образом на межу, да к счастью, не мог заснуть и лежал не спавши. Вдруг слышит конский топот, смотрите, а на него несется верхом здоровенный малый на сером коне, лишь только руками размахивает. Едва мужик успел увернуться с межи от него, а он шибко проскакал мимо и только вскричал: «хорошо, что успел соскочить, а то на веки бы тут и остался!..»
5. Домовой
Домовые на взгляд неуклюжи, как медведи; руки и ноги их толстые и сами все покрыты шерстью; голова у них вроде человечьей с едва заметными рожками и сильно заросла шерстью. Сзади у них есть природные хвосты. По цвету они бывают рыжие, черные и белые. Нравом домовые почти все добрые, если их чем-либо не обидишь. Живут они в домах и помогают ухаживать за лошадьми и скотом человека. Особенно домовой любит лошадей, и потому почти все время проводит с ними и иногда живет под комягой. Если же в доме нет лошадей, то он сидит на чердаке за трубой, или лежит в сенном сарае и там спит. На зиму забирается под печку и там живет или у порога или под углом избы. Семьи у домового нет, а подчиненные есть. Они живут в разных надворных постройках — в сараях, ригах и др. Домового слушаются и его приказания исполняют. В каждом доме живет почти всегда по одному домовому, и его называют хозяином. Иногда бывает в доме не один, а два-три домовых, и тогда происходят между ними ссоры и драки. Это считается неблагоприятным в доме: от ссор и драк домовых между собою происходят пожары и многие беды — болезнь лошадей и скота, падежи и т.п. Опытный домохозяин может домовых примирить и тем спасти себя от несчастий, или же выгнать, кроме своего домового, остальных. Для этого нужно, «воворять», когда между домовыми поднимется драка, выйти на двор, взять метлу и ударить ею по стене избы, приговаривая: «бей наш чужого», или бросить наотмашь дугу туда, где слышится шум, с теми же словами. Свой домовой, как более сильный, выгонит чужих вон. При драках их всегда слышится стон и сильный стук. Деруться и ссориться они большей частью ночью. Чужих домовых люди по злобе напускают колдовством.
Каждый домохозяин и хозяйка стараются жить со своим домовым в дружбе и согласии, и он им очень помогает в хозяйстве и не вредит ни в чем. За его старания по дому и для задабривания каждый хороший домохозяин или хозяйка пред всяким большим праздником, в заговенья и разговенья приносят ему получше пищу и ставят на перемет на двор со словами: «на, хозяин, разговляйся, или же угостися куском с пирожком», смотря по тому, когда это делается в праздник ли, в заговленье. Если он съест — значит будет добро; если же не съест — значит сердиться и надо постараться как-нибудь задобрить его. В противном случае, наделает каких-либо неприятностей по двору.
За лошадьми и скотом домовой любит ухаживать: сам их кормит и поит ночью, и если у хозяина мало корма, то украдет для своих лошадей у чужих хозяев и все-таки свою лошадь накормит до сыта. Надо заботиться, чтобы лошади и скот ему понравились, а нравятся ему больше всего мастью. В противном случае, если ему животное не понравится, он его изобьет и заморит; даже, что даст человек ему, и то выбросит вон, а нелюбимому животному не даст есть. Поэтому домохозяева стараются узнать прежде у домового, когда пиобретут новую скотину или лошадь, нравится ли она ему. Кладут на перемет кусок хлеба на дворе и смотрят:
если кусок будет съеден или уронен с перемета, то это к благополучию, — вновь приобретенная скотинка или лошадка дедушке по вкусу. Примечают масть по голубям, которые водятся на дворе: какой цвет большего числа голубей, живущих на дворе, такую надо и масть скота и лошадей разводить. Посуду и другие хозяйственные веши и предметы он будет портить, когда ему сам человек что-нибудь сделает наперекор — насолить каким-либо невниманием к нему. В это время он бывает опасен.
Увидеть домового возможно всегда. Иногда не думаешь о нем, а он тебе тут как тут и при этом скидывется разными животными, больше всего кошкой, собакой или покажется «настоящей своей образиной». Ежели он в хорошем расположении, то только улыбнется и, отвернувшись от тебя; полезет в свое место; если же нет, то свое неудовольствие выразит стоном или какой-нибудь угрозой. Если же человек захочет увидеть его преднамеренно, то может видеть его в Светлое Воскресенье в церкви. Надо надеть на себя все новое платье и обувь, помазать голову маслом, взятым от 7-ми перводойных коров, идти в церковь и во время службы оглянуться. Домовой покажется в настоящем виде и погрозится. От этого человеку, видевшему домового, приключается 6-ти-недельная болезнь. Можно также видеть домового в этот же день между утренею и обеднею дома в своем дворе. Стоит только взять фонарь и осмотреть четыре угла двора, — непременно в каком-либо углу увидишь его: он будет лежать, свернувшись калачиком, как собака, и пожим на нее. Видают домового через три бороны, как он хлопочет около лошадей своих и скота. Борона, таким образом, даст возможность видеть лешего и домового, как они есть на самом деле и без вреда человеку. Борона вся состоит из крестов, а кресты всех нечистых духов устрашают.
На ночь от домового и другой силы всякую посуду с питьем, с пищей и даже одеждою надо закрывать. Иначе они могут в нее напакостить, и человек, хотя и не видит и не сознает этого, а может сильно заболеть и даже умереть, если потом напьется из нее, или съест, или будет носить такую одежду. Умные люди на ночь все закрывют и закрещивают.
Привожу несколько рассказов о домовых. Жили два соседа-мужика. У одного лошади были хорошие, а у другого плохие. Сосед с плохими лошадями завидовал своему соседу и даже серчал на него из-за лошадей, что у него были хороши. Раз в веселой беседе первый сосед и сказал другому: «Вот у меня лошади хороши. Присмотреть бы, кто их там кормит и поит?» — «Очень просто», ответил ему первый: «возьми три бороны, составь их шалашиком, залезь сам туда и смотри. Ты увидишь, кто их кормит». Мужик составил три бороны шалашиком и вечером залез под бороны посмотреть. Вот идет черный мужик к его лошадям (лошади все были вороные) и начинает их гладить, чистить и говорить с ними ласково, называя их «милыми, хорошими, голубчиками». Говорил так, говорил, взял одну лошадь, запряг в бочку и поехал за водой. Потом, приехавши с водой, напоил их всех и ушел.
На другое утро мужик стал думать, как это так лошади за ночь всю кадку выпили, а поутру кадка все-таки полна водой? Это значит вода привезена домовым, и он с семьей своей эту-то воду и пьет. Гадко ему стало, и он стал допытываться у своего соседа, как бы сделать, чтобы домовой не возил воды. Тот посоветовал ему прорубить дно кадки, чтобы днем кадку для себя затыкать, а ночью оттыкать, чтобы домовой не мог возить воду. По совету соседа мужик так и сделал. Наступила ночь. Домовой пришел к лошадям, погладил их , поговорил с ними и поехал за водой. Приехавши к колодезю, он лил-лил воду, а в кадке все воды нет. Рассердился он, что скоро будет 1-й час, а воды для лошадей не может налить, начал трепать сани с бочкой, колотить лошадь, что была им запряжена, и поехал на двор домой. Здесь он еще больше расходился: все переломал, что было на дворе, и перебил весь скот и Проснулся поутру мужик и пошел посмотреть, ездил ли домовой за водой. Входит на двор и видит, — все переломоно, и скот, и лошади лежат убитыми. Взвыл он благим матом да сделанного не воротишь. При таких случаях домовые вредят человеку.
Был мужик-барышник. Сначала дела его шли хорошо: всякую лошадь, что ни купит, продаст всегда с выгодой, и от этого у него деньжонки водились. В городе, куда он ездил барышничать, многие из барышников его не любили и даже завидовали. Один дока из барышников и сделал ему так, что дела его пошли совсем плохо. Хоть самую хорошую лошадь купит для себя или продажи, — не выходит она и только. Через неделю так захудает, что идет за самую последнюю клячу. Горюет наш мужик, что дела его пошли плохо, и не знает,'отчего бы это приключилось. Раз он поехал на своих лошадях в город. Остановился переночевать на постоялом дворе. Распряг лошадей, задал им корму и, так как дело было весной, сам лег в телегу. Ночью вдруг кто-то стал швырять в его телегу поленьями и палками. Мужик испугался и не знает, что делать, — лежит и не смеет выглянуть. Товарищ ему и говорит, спавший тоже на телеге с ним рядом: «возьми дугу и запусти ему в морду». Мужик так и сделал, но бросать палки все кто-то не переставал. На утро встал мужик, поглядел лошадей и видит, что корм у них выгребен весь дочиста, вместо него положено палок и конского помету. Догадался он, что тут дело не чистое. Из города поехал домой, и всю дорогу за ним бежала рыжая собака и, добежавши до избы его, исчезла.
Дома этот случай мужик рассказал жене, а жена и сказала ему, что это напущен к ним чужой домовой. Он и портит его лошадей. Надо найти знающего человека, чтобы выгнать его. Вскоре знающего человека они нашли. Цыганка за пять яиц ему выгнала чужого домового и сказала, откуда он был.
Цыганка взяла воды и наговорили на нее. Смотрит в воду и спрашивает: «откуда ты?» — «С ближайшей мельницы напущен», отвечает домовой. Она подошла к порогу и сказала: «ступай вон, чтоб дух твой не пах»!.. Потом дала мужику в мешочке травы и велела сжечь под комягой. Мужик сейчас же и пошел жечь траву. Вдруг на двор поднялся шум, крик. Хозяйка смотрит на двор и видит — белый домовой бьет красного и выгоняет вон со двора. Белый-то был свой, а красный напущен. Тем дело и кончилось. Мужик вскорости поправил свои делишки.
Один мужик, перебираясь из старой избы в новую, пригласил и домового с собой жить. Жена же его еще раньше, переходя с угольком из старого жилища на новое, пригласила себе хозяина. Таким путем у них стало жить два домовых. От них не стало мужику с женой покою. Как настанет ночь, так у домовых пойдет ссора и драка, лишь только стон стоит. Жена и спрашивает мужа: «верно ты пригласил хозяина с собой, да и я ведь тоже пригласила с угольком хозяина. Теперь у нас их два. Надо выгнать твоего». Ночью, как они стали драться, баба вышла с метлой в сени и закричала, хлопая метлой по стене: .«бей наш чужого»! Домовой бабы выгнал домового, приглашенного мужиком. Настал в доме покой. Когда баба пошла на чердак посмотреть, что там было у них, то увидела, что зола и листва, что была на потолке, над тем местом, где она спала, вся была посметена. Мужик же потом видел своего выгнанного домового в лесу, где он скинулся котом, ходил вокруг мужика и сильно голосил.
—В один крестьянский двор стал ходить чужой домовой и красть корм у лошадей. Хозяйка заприметила это и закрестила на ночь комягу с кормом лошадей, а сама села на лавку и начала караулить всю ночь чужого домового, смотря на двор в волоковое окошечко. Около полуночи вдруг ее скамейка затряслась, домовой с чужого двора перевалился через плетень двора и пошел прямо к комяги. Но комяга была закрещена, и он ничего не мог взять из нее. Бабе стало жутко, и она окликнула мужа, который тут же спал на конике в избе. Домовой повернулся назад, прошел мимо бабы, бормоча про себя:
«мало, мало»... и с тех пор уже не ходил к ним воровать.
— Один крестьянин погорел и на время, пока строился, жил у соседа. К нему его домовой приходил каждый вечер, в виде черной телушки. «Бывало настанет вечер, и телушка идет к дому соседа, где жил, — рассказывл он. — Собаки соседа так и заливаются — лают на нее. Подойдет она к соседову двору, постоит и пойдет через огороды и конопляники на мое пепелище и там провалится. Когда я выстроился, то не пригласил его в дом, и он целую осень проходил кругом двора козлом. Когда же сказал ему: «иди, хозяин, с нами жить», после того не стало козла. Значит, он, т.е. наш-то хозяин, вошел во двор».
— Одна женщина от домового видела три напасти, а перед каждою напасью он ночью на нее наваливался. В первый раз она родила мертвого мальчика, во второй — сгорели, а в третий — корова околела и овцы начали падать.
Другая женщина рассказывала, что домашняя свинья вечером вылезла из закуты к теленку, только-что родившемуся, и хотела заесть. Как вдруг она слышит зов со двора: «Степанида, Степанида, выйди сюда!» — Вышла — и видит эту оказию, что свинья хочет заесть теленка. Вызвал ее хозяин-домовой.
<...>


Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


moderator


Сообщение: 107
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.11 10:04. Заголовок: Еще статья на тему в..


Еще статья на тему верования:
....
Назначенный в 1887 году в приход села Коротецкого (Орловская губерния) активный священник Дмитрий Попов писал, что народ жил тут положительно во мраке и невежестве. О православии не имели никаких понятий, в храм почти не ходили, на исповеди не бывали по 10 лет, молитв никто не знал никаких. Женщины считали за молитвы такие, например, вещи: “На море океане, на острове буяне…” или “Заря зарница, красная девица, рано вставала…” и т.п. Активная проповедь православия Дмитрием Поповым в селе Коротецком закончилась его удалением из села по просьбе трудящихся.
....

Очень занимательная статья
Всю статью можно прочитать тут:
http://diderix.petergen.com/lub-rlg.htm


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 108
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.11 12:05. Заголовок: Русский паломник. N ..


Русский паломник. N 1 за 1898 год. Страница 10.
Святочные гадания перед судом православной церкви.
…У всех европейских народов святки считаются самым удобным временем для разного рода гаданий и примет. На Руси святочные гадания тоже являются одним из живучих суеверий. И теперь, в конце просвещенного 19 века, готово передать свое печальное наследство приближающемуся 20 столетию. Гадают по прежнему не только в селах и деревнях но и в городах. Обычай святочных гаданий есть печальный остаток язычества. Как наследие всецело языческое, святочные гадания не могут быть оправданы с точки зрения христианской истины. И скоро ли русский народ проникнется сознанием того, что гадания есть только пережиток языческих времен.
http://diderix.petergen.com/lub-gaz.htm


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет