|
Отправлено: 30.08.08 09:43. Заголовок: Верования
Я тут отрыла у себя забавную статейку А. Колчина "Верования крестьян Орловской губернии", вот отрывок, может кому-то будет интересно! Постараюсь найти оригинал! " 1. Лешие Лешие живут в лесах с женами, детьми, отцами и матерями. У них есть для каждой семьи свое особое жилище и в особом лесу. Жилища свои они строго оберегают и для этого держат собак. Водится также у них свой скот. Все лешие повинуются своему атаману, самому старшему из леших. Он их посылает повсюду, где только ему захочется людей посмущать. В полночь лешие со своим атаманом выходят поиграть. Некоторые мужики и бабы видали, как они играют. Атаман выбирает самое толстое и высокое дерево в лесу, велит его лешим нагнуть вершиной к земле и отдает приказаное вешаться им на ветвях его вниз головой, поочереди. Тогда у них идет работа бойкая и живая, — каждый работает весело и увертливо, так что атаману становится любо, и он хвалит их за ловкость. Проходит полночь, петухи пропели в первый раз. Атаман велит им кончить потеху и разогнуть дерево. Лешие мигом разгибают дерево и бегут вместе с атаманом в ближайший вершок. Там у них поднимается крик, шум, гам и продолжается до вторых петухов. После вторых петухов все стихает и лешие разбегаются. (Кукуевка). Видом леший похож на человека, только черный собой, покрыт шерстью, с крыльями и хвостом. Скидывается он поводырем, ямщиком, собакой, кошкой, козлом и т.п. Леших видали многие, а особенно колдуны. Один старухинский старик хорошо его видел около Протасовскаго барского леса, когда раз шел туда дрова воровать. «Он (леший) ехал на тройке добрых коней за водой, с большущей бочкой. Сидит он на бочке и правит лошадьми, а сам на вид средних лет/из себя мужчина плотный, весь покрыт черной блестящей шерстью. Шерсть на нем вся завита кудрями и голова тоже кудрявенькая, с небольшими загнутыми витком рожками, не больше мизинца, ноги в копытах. Глядит он ласково, мягко, как добрая черная собака. — «Куда, мужичок, идешь? в лес?» спрашивает леший. — Да, отвечал я ему. — «Видишь моих лошадей?» говорит он: «в корню-это приказчик Шереметьевский, а левый пристяжной-ваш бурмистр Евстрат. В барщину они мало работали, так вот теперь у меня пусть повозят воду, поработают». А я этак и говорю:»Господи боже!». Вдруг все сгинуло. Так я и не узнал правой пристяжной». В каждом лесу живет по лешиму, а главный над ними, лесной царь, живет под землей, в аду, где прикован на цепях, которые и грызет. Он бы их уже давно перегрыз, если бы оне снова не спаивались. Спаиваются кольца цепи, когда поют: «Иже Херувимы». Лешие сбивают путников с дороги. — Один путник заблудился в лесу. Его нагоняет кто-то на тройке и кричит: «эй, приятель, садись!» Путник сел, и кони мчали так быстро, что от езды он задыхался. С трудом он мог сказать неизвестному, чтобы тот полегче гнал лошадей. А тот и говорит: «ну, слезай теперь!» Слез путник и очутился в Аравии. Он стал распрашивать у встречных, как он попал сюда из Российской империи. Ему кто-то сказал: «ступай на то место, где неизвестный тебя ссадил.» Послушался путник и пошел к тому месту; глядит и видит того же мужика, с каким ехал на тройке. Мужик спрашивает: «Куда тебе?» — «А ты отколь взялся?» говорит путник. — «Ну, садись, довезу!» И помчал его на лошадях еще быстрее прежнего. Седок слова не может выговорить и только кричит-»у-..у..ух!ух! разбой!» и уцепился за экипаж. А леший привез его домой в избу и скрылся. Жена, удивленная этим происшествием, стоит и окликает мужа: «Иван, Иван, чего ты? что с тобой?» Иван же уцепился за столб в избе и кричит: «разбой!» Потом, когда он опомнился, то жена и стала спрашивать его: «хочет ли он исполнить свое намерение, сходить в Новый Иерусалим Богу помолиться, что Он спас их от пожара?» И когда он рассказал ей все, что с ним случилось, то она сказала, «оттого тебя . леший так и мучит, что ты забыл о своем обете Богу». Надо исполнять обеты, данные перед Богом, и леший никогда того человека не тронет. Если заблудишься в лесу и чтобы тебя не сбил с дороги леший, не говори ни слова и переобуйся так же точно,.как и в метель, и тогда тебя леший не одурачит, не будет тебе казаться все страшным и неизвестным, живо опамятуешься, в каком ты месте находишься. Когда бабы сбиваются с дороги в лесу, особенно в грозу, то они должны скинуть с себя рубашку, вывернуть ее наизнанку и опять надеть, тогда они найдут дорогу. (Протасове, от старухи). Если заблудился в лесу с подводой, то распряги лошадь и опять запряги, только так, чтобы кольцо дуги приходилось не вперед, как обыкновенно запрягают, а назад. Если же ехал на двух подводах и заблудился, то запрягай лошадей после распряжки так: с задней подводы бери дугу на переднюю, а с передней на заднюю подводу, и обе дуги запрягай кольцами назад. (Протасове). При этом читай про себя, мысленно, молитвы: «Да воскреснет Бог... Отче наш»... с приговором слов: «избавь моя молитва от того, на кого я думаю, на шута, пусть шут погибнет, на всех врагов, пусть все враги погибнут. Как подкова разгибается, пусть так все враги, все шуты разорвугься». (Чапкино). Лешие затем сбивают людей с дороги и уводят далеко в леса, чтобы там убить их или до смерти защекотать. Щекоча человека, они начинают его грызть за бока и загрызают совсем. Другие уверяют, что они едят людей, и потому работа между ними распределяется за добыванием человеческого мяса. Одни лешие занимаются откармливанием пойманных людей; они их кормят орехами, а потом закалывают, чтобы съесть; другие на наловленных людях работают и ездят за водой, а третьи только занимаются ловлением людей посредством разных сманиваний и сбиванием с дороги, чтобы они заблудились и попали в их руки. Лешие напускают иногда стаи волков на стада, когда пастух не хорош — ругает скотину, бьет ее без толку и ругает черным словом. Если кто перейдет след лешего, то занемогает болезнью, которую вылечить могут только бабки. Они лечат более заговорною водою и разными лекарствами, составленными больше всего из трав. Девушек и детей лешие могут похищать. Девушек они берут себе в жены. Берут в жены и женщин, живущих распутно. За вдовами и замужними женщинами, у которых мужья в отлучке, лешие любят ухаживать. Тогда они делаются добрыми и ласковыми, приносят гостинцев и угощают их, но их гостинцы не хороши — ничто иное, как лошадиный помет. Если у них от лешего рождаются дети, то они исчезают: родившихся детей никто не видит. Чтобы избавиться от такого ухаживания, употребляют траву чертополох. Втыкают в избе над дверью, над постелью, кладут под подушку. Другая трава — простель еще сильнее действует против лешего. Если ее положить под подушку, то он уж совсем не подступает к женщине и уходит от нее навсегда. Жила старуха с невесткой, а сын был в солдатах. Раз ночью в солдатской одежде он и является домой. Мать и жена радуются, распрашивают его, а он все отвечает, как есть. Мать захотела, пока до утра, угостить сына яичницей. Подбежала она попросить у соседки сковородочку, а соседка старухе и говорит: «к тебе не сын пришел, а леший: в самую полночь крещенный человек не приходит». — «Нет, матушка, сынок, и в солдатском одеянии». Старуха и говорит: «Поди под куриный насест» Пришла мать от соседки с сковородочкой, а сынок ходит по избе. Она про себя стала читать молитву и все идет под куриный насест, а он за ней, и около одной его ноги обвился черный хвост. Как только подошла к кочету и дочитала молитву, схватила его за хвост. Тот захлопал крыльями и закричал, а леший и говорит: «Счастлива ты, старая, что скоро спохватилась, а то я тебя бы разорвал», и провалился. Чтобы вызвать лешего, надо не молиться Богу на ночь и думать о нем. Он придет к человеку. Можно увидать лешего через три бороны. Взять их и поставить так, чтобы в серединке между ними можно было сидеть и глядеть. Леший покажется. Смотрят также через хомут и видят лешего. Охотники и пастухи вступают в договор с лешим, чтобы одному всегда была удача в лесу на охоте, а другому благополучно пасти стадо. Леший говорит желающим вступить с ним в договор: «Предайся мне». А договаривающийся спрашивает: «Как это мне сделать?» — Сними крест и делай все по-моему», скажет леший. И кто сделает так по слову лешего, тому во всем будет удача. Через несколько времени леший требует от договаривающихся, во время причастия, не глотать дарочки (св.Даров), а держать за скулами (во рту) и принести ее домой, а оттуда в лес, где он жзивет. Там ее заделать в березку, вырубив первоначально ямку в ней, вложить дарочку и зарубить. Потом выстреливают в нее через плечо и таким образом навсегда предаются нечистому. Они делаются сильными колдунами, и им от лешего во всем подмога. Леший уносит младенцев до крещения и детей, которых мать ругает черным словом. В одной богатой семье родился мальчик. Родители были радехоньки ему, так как он становился богатым наследником своих родителей. Семья была очень богата. У них было всего много: и скота, и лошадей, а лошади все хорошие и дорогие. Один конокрад — бедный мужик — давно изловчался, как бы украсть их, да время не приходило. Конокрад на второй день, как хозяйка родила сына богатому мужику, темной ночью, пошел воровать. На встречу ему попадается леший и говорит: «Куда ты идешь?» — «Иду лошадей воровать у богатого мужика, да не знаю, как ворота отворять», отвечает вор. Леший сказал: «И я к нему иду воровать некрещенного младенца-сына. Я тебе ворота отопру, а ты когда я младенца на чердак от матери понесу, не говори ему, если он чихнет будь здоров. Сговорился леший с вором, пошли. Леший ворота отворил. Как только вор стал лошадей выводить, то украденный лешием младенец чихнул на чердаке. Вор сказал: «Будь здоров». Леший провалился, а младенец остался и закричал. Услыхали домашние крик младенца на чердаке, переполошились и не могли ума приложить, как он туда попал. Пришел тут вор, покаялся хозяину во всем и рассказал ему,'как он спас от лешего младенца-С радости хозяин подарил вору пару хороших коней. Имеет ли леший силу за пределами леса — ответы различны. Одни говорят, что не имеет, а другие утверждают противное. Тоже и о жилище, скоте и о собаках — рассказывают различно. Протасовцы говорят, что у леших нет домов, нет скота и собак. В лесу хватит всего: тут много пасется нашего скота и немало всякой дичи. Леший будет сыт и без нашего скота. Некоторые говорят, что он живет без пищи и только тем и занимается, что смущает людей на худые дела. Женаты ли лешие? На это одна старуха отвечала: «Как не женаты! Если бы не женились, то давно бы перевелись, а леших всюду тьма-тьмущая». Не любят лешие, когда у них мужики лес воруют. Иногда они прогоняют воров криками и ауканьем, а иногда и с дубинкой придет, чтобы поколотить воров. Не прочь и подшутить над лесным вором. Раз мужики приехали ночью в лес воровать. Дело было осенью. Они облюбовали хорошую березку и думают ее поскорее срезать, а леший (шут) сидит на ней да палочкой постукивает. Мужики смеются над ним, да делают свое дело. Вот срезали березку, положили на колесню и хотят везти, а лошадь ни с места. Смотрят, дивуются. И что же? Леший с ними шутку сшутил: задние колеса переменил на передние, — лошади-то и тяжело было везти. Зимой, однажды, леший напустил собак на мужиков-воров лесных. Так едва и уехали из лесу. — «Так вот и рвут, только ударить не даются», и гнались от лесу за полверсты. 2. Русалки Кроме леших, в наших лесах водятся еще русалки, но их теперь стало меньше и не так стали они опасны для человека. В старину удавленниц и утопленниц не проклинали, и потому их души и превращались в русалок, а теперь священники удавленников и утопленников проклинают, и оттого русалок меньше. Русалки в лесу или качаются на ветвях березы, или сидят под деревом с корзинками в руках, в которых носят ягоды, орехи, бублики, калачи, и этим заманивают к себе маленьких ребят и защекочивают, а потом и радуются. Во время цветения хлеба русалки гуляют во ржи. Похожи они на девушек, красивы станом и лицом, с распущенными длинными зелеными волосами и одежды не имеют. Чтобы избавиться от русалок, надо очертить круг около себя и закрестить, или же взять кочергу и на ней подъехать к ним. В первом случае они не переступят запрещенной черты и не схватят стоящего в кругу; во втором — они разбегуться от человека, который подъезжает к ним на кочерге, так как они подумают, что к ним едет ведьма, которой они бояться. Вальком (рубелем), отмахиваясь наотмашь, можно избавиться от русалок, или сказать, сколько клевцов (зубьев) в бороне, — и они тоже отступяться. Опасны бывают русалки в русалочью неделю. Они водятся не только в лесу и ржи, но и в воде. 3. Водяной Главный хозяин, царь в воде — водяной. Он живет в морях, реках и прудах. Видом своим он подобен лешему, только шерсть на нем очень лохматая и белого цвета. Одежды не носит никакой, и в пищу употребляет то, что водится в воде. Образом своей жизни вполне подобен тоже лешему, только леший царствует в лесу, а водяной в воде. Водяной не добр к людям. Хорош он только к тем, кто его обожает да приносит ему в жертву животных и плоды. Жил в деревне богатый мужик и для полевой работы держал у себя работника. Раз заприметил работник за хозяином, что у него совсем не было ржи в амбаре для посева, а он входит в амбар и из стены закрома сыплется ему в мерку рожь. Спрашивает работник хозяина, что бы это значило. А хозяин и говорит ему: «хочешь, научу тебя, как добывать рожь?» Согласился работник. Хозяин взял образ Спасителя и пошел к реке. Там он велел работнику положить на берег образ и стать на него ногами. Работник сделал. Тогда хозяин сказал: «отрекайся от отца, матери и от всей родни до 12-го колена». Работник исполнил. И вдруг из-под воды вышел водяной, собой лохматый и белый, да и спрашивает: «Зачем вы меня кликали?» Сильно оробел работник, не выдержал испуга да подавай Бог ноги. Побежал не к хозяину, а прямо к своей матери, ни жив, ни мертв. Мать спрашивает его: «что с тобой, сыночек?» А он ни слова: едва опамятовался. Понял работник, что хозяин его был в договоре с чертом-водяным и хотел его также поставить в договор с ним. С тех пор к своему хозяину ни ногой: до смерти боялся его. В договор вступают с водяными мельники и рыбаки и бросают ему в дар баранью голову с рогами или целого барана. За это водяной мельнику дает успешный помол и всегда напускает воды на его мельницу вдоволь, а рыбаку помогает загонять рыбу в сети. Водяной живет где-нибудь в глубоком месте, под берегом, в буговищах и под плотинами в прудах. Он имеет жену, детей и кроме того еще подвластных себе — меньших водяных. Набирает себе водяной жен, детей и слуг из посредством разных заманиваний, для этого посылает даже на землю и своих слуг. Они ходят по земле и сманивают людей к прорубям, мельницам и к другим опасным местам. При этом всегда людям отводят глаза. Пристает нечистая сила к человеку, когда он идет не за хорошими делом — воровать, пить водку в кабак, на посиделки и т.д. В это время всегда около человека вертиться всякая нечистая сила и отходит от него только тогда, если старший позовет ее. Как только кто станет купаться, водяной уже тут подкарауливает его, чтобы утащить к себе. Удастся утащить ему женщину — она будет его женой, мальчика или девочку — они будут его детьми, большого мужчину — он будет его слугою, рабом до тех пор, пока не даст за себя выкупа, т.е. пока, уже сделавшись водяным, сам не утащит своему старшему-хозяину кого-либо из людей. Водяной любит выходить на берег или всплывать на поверхность воды и разговаривать сам с собою. В морях он ездит на рыбе-ките и акуле. В угоду водяному этих рыб не едят. Всего опаснее купаться в 12 часов дня и в полночь: в это время часто водяной утаскивает к себе не только людей, но и лошадей. Раз шли мужики мимо речки и один из них, хвастаясь перед товарищами, вздумал переплыть эту речку три раза без отдыха. Солнце только что перешло за полдень. Он скинул рубаху и поплыл, перекрестясь, первый раз, потом второй и даже третий. Плывя третий раз, мужик не успел встать на ноги у берега, как на средине речки показался черный человек-черт, затрепал в ладоши и закричал: «Счастье твое, что за 500 верст смущал попа!» -Один старик не купается уж лет 30 слишком: тоже в пруду сам, своими ногами, ощупал водяного и перекувырнулся через него, так что насилу спасся. (Протасове, Чапкино). В 12 часов дня один молодой парень был утащен в воду водяным. Когда сбежался народ и призвал нырка, чтобы он нашел утопленного и вытащил его из воды, то он нырнул первый раз и сказал: «подожду пять минут, теперь нельзя, потому что на голове его сидит белая лебедь, которая била меня и крыльями и клювом». Через пять минут нырок вторично спустился на дно к утопленнику и вытащил. Из воды кто-то закричал народу: «Ну, теперь он наш! Насилу бедняжечка дождался, скоро ли его замучают!» Белая лебедь, что сидела на голове у утопленника, был водяной черт. Один мальчик было утонул, да родители его скоро вытащили из воды и откачали. Потом спросили, как это он попал в воду и утонул. Мальчик рассказывал, что пошел с ребятами купаться в пруд, место было глубокое, а он не умел плавать и пошел ко дну. Там его встретил седой старик с рогами и сказал, чтобы он посидел тут, пока он сходит в свою хату. Мальчик остался сидеть, а около него поднялся крик, шум, гам и играла музыка. Чертенята кричали, что мальчик теперь им принадлежит, а старик вышел и сказал, что мальчик им не принадлежит, так как ему не должно быть утопленником. Нередко черт любит пошутить и посмеяться около воды с народом. Однажды он задумал шутить с солдатами и сказал им, сколько хотите стреляйте в него дробью из ружья, ему ничего не будет. Солдаты стали стрелять, а черт становился мишенью. Кто-то из них выстрелил в черта, он соберет всю дробь, в него пущенную, и принесет тому солдату, который стрелял. Солдаты удивлялись, а черт прыгал и смеялся над ними. Вот один солдат и вздумал взять солдатскую пуговицу, разрезал ее на части, зарядил ею ружье и пустил в черта. От выстрела этого черт перевернулся и заохал, собрал кусочки пуговицы, принес стрелявшему солдату и сказал, что солдатской пуговицей нельзя в него стрелять, потому что она его может убить. После этого черт перестал с солдатами шутить. Во время грозы шел солдат мимо пруда и видит: на плотине черт (водяной), ногами в воде болтает, на небо смотрит и Бога языком дразнит, что Он ему ничего не сделает. Солдат подумал, что «одной смерти не миновать, а двух не бывает», взял ружье (он был с ружьем), зарядил его и вместо пули положил пуговицу, которую .тут же отрезал от своей солдатской шинели, прицелился и выстрелил в черта. Черта тут же разнесло в прах, так что с неба послышалось радостное восклицание: «ага!..» Так солдат убил черта, и сам сгинул тут же без вести. Говорят, что за солдатом сошло с неба светлое облако, и он взят был живым на небо за убийство черта. 4. Лутовики и полевики Духи, населяющие поля, луга и колодези, называются по месту жительства своего — полевиками, луговиками и т.п. Все они похожи на лешего и покрыты лохматой шерстью. Их можно видеть в 12 часов дня и перед заходом солнца. Опасно спать человеку перед закатом солнца и в полдень, так как духи эти выходят из своих нор наводят на тех, кто спит, еще более крепкий сон и напускают разные лихорадки и другие тяжелые болезни. Никогда не надо спать на межах: сейчас переедет полевик, так что и не встанешь. Это со многими случалось. Один мужик лег таким образом на межу, да к счастью, не мог заснуть и лежал не спавши. Вдруг слышит конский топот, смотрите, а на него несется верхом здоровенный малый на сером коне, лишь только руками размахивает. Едва мужик успел увернуться с межи от него, а он шибко проскакал мимо и только вскричал: «хорошо, что успел соскочить, а то на веки бы тут и остался!..» 5. Домовой Домовые на взгляд неуклюжи, как медведи; руки и ноги их толстые и сами все покрыты шерстью; голова у них вроде человечьей с едва заметными рожками и сильно заросла шерстью. Сзади у них есть природные хвосты. По цвету они бывают рыжие, черные и белые. Нравом домовые почти все добрые, если их чем-либо не обидишь. Живут они в домах и помогают ухаживать за лошадьми и скотом человека. Особенно домовой любит лошадей, и потому почти все время проводит с ними и иногда живет под комягой. Если же в доме нет лошадей, то он сидит на чердаке за трубой, или лежит в сенном сарае и там спит. На зиму забирается под печку и там живет или у порога или под углом избы. Семьи у домового нет, а подчиненные есть. Они живут в разных надворных постройках — в сараях, ригах и др. Домового слушаются и его приказания исполняют. В каждом доме живет почти всегда по одному домовому, и его называют хозяином. Иногда бывает в доме не один, а два-три домовых, и тогда происходят между ними ссоры и драки. Это считается неблагоприятным в доме: от ссор и драк домовых между собою происходят пожары и многие беды — болезнь лошадей и скота, падежи и т.п. Опытный домохозяин может домовых примирить и тем спасти себя от несчастий, или же выгнать, кроме своего домового, остальных. Для этого нужно, «воворять», когда между домовыми поднимется драка, выйти на двор, взять метлу и ударить ею по стене избы, приговаривая: «бей наш чужого», или бросить наотмашь дугу туда, где слышится шум, с теми же словами. Свой домовой, как более сильный, выгонит чужих вон. При драках их всегда слышится стон и сильный стук. Деруться и ссориться они большей частью ночью. Чужих домовых люди по злобе напускают колдовством. Каждый домохозяин и хозяйка стараются жить со своим домовым в дружбе и согласии, и он им очень помогает в хозяйстве и не вредит ни в чем. За его старания по дому и для задабривания каждый хороший домохозяин или хозяйка пред всяким большим праздником, в заговенья и разговенья приносят ему получше пищу и ставят на перемет на двор со словами: «на, хозяин, разговляйся, или же угостися куском с пирожком», смотря по тому, когда это делается в праздник ли, в заговленье. Если он съест — значит будет добро; если же не съест — значит сердиться и надо постараться как-нибудь задобрить его. В противном случае, наделает каких-либо неприятностей по двору. За лошадьми и скотом домовой любит ухаживать: сам их кормит и поит ночью, и если у хозяина мало корма, то украдет для своих лошадей у чужих хозяев и все-таки свою лошадь накормит до сыта. Надо заботиться, чтобы лошади и скот ему понравились, а нравятся ему больше всего мастью. В противном случае, если ему животное не понравится, он его изобьет и заморит; даже, что даст человек ему, и то выбросит вон, а нелюбимому животному не даст есть. Поэтому домохозяева стараются узнать прежде у домового, когда пиобретут новую скотину или лошадь, нравится ли она ему. Кладут на перемет кусок хлеба на дворе и смотрят: если кусок будет съеден или уронен с перемета, то это к благополучию, — вновь приобретенная скотинка или лошадка дедушке по вкусу. Примечают масть по голубям, которые водятся на дворе: какой цвет большего числа голубей, живущих на дворе, такую надо и масть скота и лошадей разводить. Посуду и другие хозяйственные веши и предметы он будет портить, когда ему сам человек что-нибудь сделает наперекор — насолить каким-либо невниманием к нему. В это время он бывает опасен. Увидеть домового возможно всегда. Иногда не думаешь о нем, а он тебе тут как тут и при этом скидывется разными животными, больше всего кошкой, собакой или покажется «настоящей своей образиной». Ежели он в хорошем расположении, то только улыбнется и, отвернувшись от тебя; полезет в свое место; если же нет, то свое неудовольствие выразит стоном или какой-нибудь угрозой. Если же человек захочет увидеть его преднамеренно, то может видеть его в Светлое Воскресенье в церкви. Надо надеть на себя все новое платье и обувь, помазать голову маслом, взятым от 7-ми перводойных коров, идти в церковь и во время службы оглянуться. Домовой покажется в настоящем виде и погрозится. От этого человеку, видевшему домового, приключается 6-ти-недельная болезнь. Можно также видеть домового в этот же день между утренею и обеднею дома в своем дворе. Стоит только взять фонарь и осмотреть четыре угла двора, — непременно в каком-либо углу увидишь его: он будет лежать, свернувшись калачиком, как собака, и пожим на нее. Видают домового через три бороны, как он хлопочет около лошадей своих и скота. Борона, таким образом, даст возможность видеть лешего и домового, как они есть на самом деле и без вреда человеку. Борона вся состоит из крестов, а кресты всех нечистых духов устрашают. На ночь от домового и другой силы всякую посуду с питьем, с пищей и даже одеждою надо закрывать. Иначе они могут в нее напакостить, и человек, хотя и не видит и не сознает этого, а может сильно заболеть и даже умереть, если потом напьется из нее, или съест, или будет носить такую одежду. Умные люди на ночь все закрывют и закрещивают. Привожу несколько рассказов о домовых. Жили два соседа-мужика. У одного лошади были хорошие, а у другого плохие. Сосед с плохими лошадями завидовал своему соседу и даже серчал на него из-за лошадей, что у него были хороши. Раз в веселой беседе первый сосед и сказал другому: «Вот у меня лошади хороши. Присмотреть бы, кто их там кормит и поит?» — «Очень просто», ответил ему первый: «возьми три бороны, составь их шалашиком, залезь сам туда и смотри. Ты увидишь, кто их кормит». Мужик составил три бороны шалашиком и вечером залез под бороны посмотреть. Вот идет черный мужик к его лошадям (лошади все были вороные) и начинает их гладить, чистить и говорить с ними ласково, называя их «милыми, хорошими, голубчиками». Говорил так, говорил, взял одну лошадь, запряг в бочку и поехал за водой. Потом, приехавши с водой, напоил их всех и ушел. На другое утро мужик стал думать, как это так лошади за ночь всю кадку выпили, а поутру кадка все-таки полна водой? Это значит вода привезена домовым, и он с семьей своей эту-то воду и пьет. Гадко ему стало, и он стал допытываться у своего соседа, как бы сделать, чтобы домовой не возил воды. Тот посоветовал ему прорубить дно кадки, чтобы днем кадку для себя затыкать, а ночью оттыкать, чтобы домовой не мог возить воду. По совету соседа мужик так и сделал. Наступила ночь. Домовой пришел к лошадям, погладил их , поговорил с ними и поехал за водой. Приехавши к колодезю, он лил-лил воду, а в кадке все воды нет. Рассердился он, что скоро будет 1-й час, а воды для лошадей не может налить, начал трепать сани с бочкой, колотить лошадь, что была им запряжена, и поехал на двор домой. Здесь он еще больше расходился: все переломал, что было на дворе, и перебил весь скот и Проснулся поутру мужик и пошел посмотреть, ездил ли домовой за водой. Входит на двор и видит, — все переломоно, и скот, и лошади лежат убитыми. Взвыл он благим матом да сделанного не воротишь. При таких случаях домовые вредят человеку. Был мужик-барышник. Сначала дела его шли хорошо: всякую лошадь, что ни купит, продаст всегда с выгодой, и от этого у него деньжонки водились. В городе, куда он ездил барышничать, многие из барышников его не любили и даже завидовали. Один дока из барышников и сделал ему так, что дела его пошли совсем плохо. Хоть самую хорошую лошадь купит для себя или продажи, — не выходит она и только. Через неделю так захудает, что идет за самую последнюю клячу. Горюет наш мужик, что дела его пошли плохо, и не знает,'отчего бы это приключилось. Раз он поехал на своих лошадях в город. Остановился переночевать на постоялом дворе. Распряг лошадей, задал им корму и, так как дело было весной, сам лег в телегу. Ночью вдруг кто-то стал швырять в его телегу поленьями и палками. Мужик испугался и не знает, что делать, — лежит и не смеет выглянуть. Товарищ ему и говорит, спавший тоже на телеге с ним рядом: «возьми дугу и запусти ему в морду». Мужик так и сделал, но бросать палки все кто-то не переставал. На утро встал мужик, поглядел лошадей и видит, что корм у них выгребен весь дочиста, вместо него положено палок и конского помету. Догадался он, что тут дело не чистое. Из города поехал домой, и всю дорогу за ним бежала рыжая собака и, добежавши до избы его, исчезла. Дома этот случай мужик рассказал жене, а жена и сказала ему, что это напущен к ним чужой домовой. Он и портит его лошадей. Надо найти знающего человека, чтобы выгнать его. Вскоре знающего человека они нашли. Цыганка за пять яиц ему выгнала чужого домового и сказала, откуда он был. Цыганка взяла воды и наговорили на нее. Смотрит в воду и спрашивает: «откуда ты?» — «С ближайшей мельницы напущен», отвечает домовой. Она подошла к порогу и сказала: «ступай вон, чтоб дух твой не пах»!.. Потом дала мужику в мешочке травы и велела сжечь под комягой. Мужик сейчас же и пошел жечь траву. Вдруг на двор поднялся шум, крик. Хозяйка смотрит на двор и видит — белый домовой бьет красного и выгоняет вон со двора. Белый-то был свой, а красный напущен. Тем дело и кончилось. Мужик вскорости поправил свои делишки. Один мужик, перебираясь из старой избы в новую, пригласил и домового с собой жить. Жена же его еще раньше, переходя с угольком из старого жилища на новое, пригласила себе хозяина. Таким путем у них стало жить два домовых. От них не стало мужику с женой покою. Как настанет ночь, так у домовых пойдет ссора и драка, лишь только стон стоит. Жена и спрашивает мужа: «верно ты пригласил хозяина с собой, да и я ведь тоже пригласила с угольком хозяина. Теперь у нас их два. Надо выгнать твоего». Ночью, как они стали драться, баба вышла с метлой в сени и закричала, хлопая метлой по стене: .«бей наш чужого»! Домовой бабы выгнал домового, приглашенного мужиком. Настал в доме покой. Когда баба пошла на чердак посмотреть, что там было у них, то увидела, что зола и листва, что была на потолке, над тем местом, где она спала, вся была посметена. Мужик же потом видел своего выгнанного домового в лесу, где он скинулся котом, ходил вокруг мужика и сильно голосил. —В один крестьянский двор стал ходить чужой домовой и красть корм у лошадей. Хозяйка заприметила это и закрестила на ночь комягу с кормом лошадей, а сама села на лавку и начала караулить всю ночь чужого домового, смотря на двор в волоковое окошечко. Около полуночи вдруг ее скамейка затряслась, домовой с чужого двора перевалился через плетень двора и пошел прямо к комяги. Но комяга была закрещена, и он ничего не мог взять из нее. Бабе стало жутко, и она окликнула мужа, который тут же спал на конике в избе. Домовой повернулся назад, прошел мимо бабы, бормоча про себя: «мало, мало»... и с тех пор уже не ходил к ним воровать. — Один крестьянин погорел и на время, пока строился, жил у соседа. К нему его домовой приходил каждый вечер, в виде черной телушки. «Бывало настанет вечер, и телушка идет к дому соседа, где жил, — рассказывл он. — Собаки соседа так и заливаются — лают на нее. Подойдет она к соседову двору, постоит и пойдет через огороды и конопляники на мое пепелище и там провалится. Когда я выстроился, то не пригласил его в дом, и он целую осень проходил кругом двора козлом. Когда же сказал ему: «иди, хозяин, с нами жить», после того не стало козла. Значит, он, т.е. наш-то хозяин, вошел во двор». — Одна женщина от домового видела три напасти, а перед каждою напасью он ночью на нее наваливался. В первый раз она родила мертвого мальчика, во второй — сгорели, а в третий — корова околела и овцы начали падать. Другая женщина рассказывала, что домашняя свинья вечером вылезла из закуты к теленку, только-что родившемуся, и хотела заесть. Как вдруг она слышит зов со двора: «Степанида, Степанида, выйди сюда!» — Вышла — и видит эту оказию, что свинья хочет заесть теленка. Вызвал ее хозяин-домовой. <...>
|