|
| moderator
|
Сообщение: 1038
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация:
3
|
|
Отправлено: 15.03.13 20:06. Заголовок: КАРГОПОЛЬСКИЕ «ТЕТЕРКИ»
Живет на каргопольской земле красивый древний обычай. Весной, в пору равноденствия, когда день равняется с ночью, пекут в здешних деревнях «тетерки». Пожилые жен¬щины рассказывают, что прежде в «тетерочный день» все, кто был с невестиной стороны на свадьбе, обязательно несли моло¬дым гостинцы - «тетерки» своей стряпни. А больше всего при¬носила их мать молодухи, чтобы не подумали, что она скупая, да чтоб каждый из домочадцев съел в этот день хоть одну. «Тетерочное» дело кропотливое, одной хозяйке едва ли за неделю управиться. Потому помогала ей вся родня: и бабуш¬ка, и сама молодая (которую отпускали на эти дни в отчий дом), и даже ребятишки - за столом во время работы не было лишнего места! Так, вместе навьют сто - двести «тетерок», назавязывают их разными узорами. Причем часть приготовят из лучшей муки -крупчатки, добавив в нее и конопляного семени (для зятя), часть из ржаной муки испекут, а остальные - из ячменной. Уложенное на дощечки кружево из теста уносили на холод -там лежали «тетерки» до следующего утра. Подмерзших, их смело можно было садить в печь - узор уже не нарушишь. А иной раз, для быстроты, раскладывали на деревянной лопате и сразу же в печку, где они быстро подсыхали и румянились. Хорошо пропеченные «тетерки» смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут «поглядеть узоры» и соседи. Накануне самого «тетерочного» дня мать молодухи (а коли не было в живых, то хозяйка дома - «большуха») укладывала в корзины приготовленные молодым гостинцы. Первые две корзины хозяйка насаживала на концы кола, а третью несла в руках. Шла одна, без помощников: все должны были видеть, что гостинцев у нее - сколько могла донести! Добравшись до места, теща спрашивала хозяйку, куда вык¬ладывать принесенные дары. А выкладывая, извинялась: «Не судите, сватухи и сватьюшки, чем богаты, тем и рады!» Угощать присутствующих гостинцами должна была сама молодуха. - Я, бывало, «тетерок» всяких навыделываю, - рассказыва¬ет Александра Александровна. - Пекла и сетчаты-решетчаты, и из колечушка в колечушко, а то одними восьмерушками «те¬терку» уложу. Либо солнышко-высоколнышко совью да навью ему кудрей. Солнышко, оно ведь тоже с кудряшками - вот и моя «тетерочка» кудревата будет! А еще конечками-бегунечка-ми уложу - такие и мама, и бабушка делали... - Экую новую «тетерочку» завью! Наперво большое колечко уложу, потом буду водить солнышко. От солнышка на четыре стороны лучи-косыночки, околы трижды обведу, и готово! Укладывает Александра Александровна новую «тетерку»: - Прежде стеблинку у березки сделаю, от нее расселинки во все сторонушки пущу, а на них колечушки вроде листочков. Так вот и наша Анна Рудакова что эта березка: экому роду дала на¬чало! Гляди-ко, сколько детей и внуков стало, сколько рассели-нок рудаковщины распустилось... Орнамент каргопольских «тетерок» и по сей день хранит ар¬хаичную солярную символику. Все они представляют собой круг размером со столовую тарелку. Круг этот состоит из трех обводов-«околов», завитых «посолнышку». «Околыш» - слов¬но рама вокруг основного узора, который составляют стилизо¬ванные растительные, чаще геометрические и зооморфные мо¬тивы: «березка», «коник», «кукушка»... Геометрические фи¬гуры непосредственно связаны с космологической символикой, это основа всех без исключения «тетерок». Центральная часть, которая и дает название узору, может со¬стоять из кружочков-«колечушек», «восьмерушек», «большо¬го креста», «солнышка» и обегающих вокруг «коников», «по¬лукоников» либо навитых «кудерочков». Заполнять середину могут и три завитые в разные стороны спирали, и четыре одно¬сторонние «вьюхи»... В образах каргопольских «тетерок» видны древние народные верования славян. Русские и - шире - славянские песни и загадки повествуют о златокудром солнце, изображения которого можно было встре¬тить не только на крестьянских тканях, но даже в книжной миниатюре и орнаменте икон. Вот в «тетерках» оно и изобра¬жается «с кудерочками». Но почему весеннее обрядовое печенье названо именно «те¬теркой»? В Каргополе, как и в ряде других северных областей, сохранилось древнее предание о посвященной солнцу птице -глухаре. Местные жители называли его глухим тетеревом, либо просто тетеркой. Каргопольские гончары, изготавливая посуду древним ленточным способом, тоже екали (от слова екать - вить, свивать) глиняный жгут и называли его тетеркой, а еще в ста¬рину по Летнему берегу Белого моря ходила золотая монета -«тетерка»... Источник: Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: Заня-Б12 тия с младшими школьниками: Учеб.-метод, пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 224 с, 8 с. ил.: ил. — (Воспитание и доп. образование детей).
|