On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: 1. Ник желателен на кириллице, с большой буквы. 2. Желательно использование в качестве ника своего славянского (если пока нет, то паспортного) имени. 3. Уважай собеседника. 4. У славян обращение на "ты" приветствуется.

АвторСообщение
moderator


Сообщение: 962
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.13 20:27. Заголовок: ВОЖДЕНИЕ КОЛОСКА


ВОЖДЕНИЕ КОЛОСКА (ГОНЯТЬ КОЛОСОК). Один из молодежных обрядов весенне-летнего цикла, получивший распространение в селах Владимирской губ. во время празднования Троицы, Вознесения, Семика, Духова дня, Петровского заговенья.
Исполнителями ритуального действия являлись девушки и молодые замужние женщины, иногда на заключительном этапе к участию в нем допускались и молодые неженатые парни. Главным же действующим лицом была девочка-подросток 9—11 лет, которую называли «колосок». Обычно для этого выбирали самую красивую девочку в деревне. Ее обряжали в праздничную одежду, а на голову надевали венок, украшенный разноцветными лентами.
«Вождение колоска» совпадало по времени с моментом появления на полях первых всходов озимых посевов злаковых культур. Поэтому и все действия участников были связаны с движением, направленным в сторону засеянных полей. Девушки и женщины, участвовавшие в обрядовом шествии, выстраивались в две длинные шеренги вдоль дороги, идущей к посевам. Присутствующие объединялись наподобие своеобразной искусственной «дорожки». Для этого в одном случае девушки, стоящие напротив друг друга, брали в руки деревянную плашку, держа ее за концы. В другом — скрепляли руки в замок, крепко обхватывая кистями запястья. Празднично наряженную и украшенную девочку-«колосок» поднимали и ставили на перекладины или сплетенные руки последней из стоявших в колонне пар. Девочка осторожно переходила по деревянным брускам или соединенным рукам, придерживаясь руками за головы и плечи участников. По мере прохождения девочки пары расцепляли руки и быстро перебегали в начало шествия, где опять объединялись. Это позволяло хороводу сохранять постоянное поступательное движение вперед. Все
участницы раскачивались, как бы имитируя этим волнообразное движение колосьев на пашне. Ритуальное действие сопровождалось исполнением специально приуроченных к этому моменту песен: «Ходит колос по яри, по белояровой пшенице...» и «Где девки шли, там рожь густа...».
Ходит колос по яри,
По белой белояровой пшенице.
Где парни шли, тут перина,
Где девки шли, тут и рожь густа,
Нажиниста, умолотиста.
Как из каждого из ста по четыреста,
Как из колосу осмина,
Из зерна-то коврига,
Из полузерна пирог,
Еще собинничек-семисаженничек.
«Гонявшие колосок» ни на минуту не останавливаясь, медленно приближались к засеянному полю и вскоре достигали его. Девочка, находящаяся в этот момент на руках у первой пары, быстро спрыгивала в посевы и срывала обеими руками верхушки стеблей. После этого она бегом возвращалась в деревню и разбрасывала колосья у стен церкви. В этот момент остальные участницы бросали на край поля деревянные плашки или расцепляли руки. Они разворачивались и отправлялись в обратный путь. Сначала девушки становились в две шеренги лицами друг к другу и несколько раз плавно сходились и расходились под хороводные песни. После этого они опять выстраивались попарно в затылок друг другу и брались за руки. Первая пара поднимала над головой зажатый в вы¬тянутых руках красный поясок и начинала движение, задавая ему ритм и скорость. Последняя пара, расцепив руки, обега¬ла двигавшуюся колонну (каждая из девушек со своей стороны) и, соединившись перед ее началом, принимала пояс из рук первой пары, становясь перед ней. Таким образом, возникал как бы постоянно двигавшийся ручеек девушек вдоль колонны, в результате чего происходила постепенная смена мест между находившимися в ее конце и начале. Хоровод на¬чинал переливаться. Входившие в него девушки и молодые женщины опять начинали петь, но песня имела уже иное со¬держание, чем те, что они исполняли на пути к полю, напри¬мер: «Перевейся, яров хмель, на нашу сторонку...» (3, с. 194). Постепенно участницы возвращались в деревню.
Девочку-«колосок», вернувшуюся несколько ранее, торжественно переодевали. В это время все девушки старались захватить себе на счастье какое-либо из ее украшений, ленту или мелкую деталь костюма. Потом девушки уходили на поляну за околицу. Здесь к ним часто присоединялись молодые парни. Собравшись вместе, они начинали водить хороводы и петь песни.
Судя по тому, что обряд «В. к.» сохранился жителями ряда деревень Владимирской губ. почти в неизменном виде до
середины XX в., а также по устойчивой и неизменной системе его оформления, этот обряд, вероятно, может быть отнесен к разряду древних традиционных коллективных общеславянских ритуальных действий — «хождения в жито». Смысл их заключался в необходимости проведать сохранность поднявшейся растительности на засеянных злаковыми озимыми культурами полях. Именно в указанное время растения начинали идти в рост. На эту направленность указывает и тематика исполнявшихся участниками процессии песен. Всем участницам хоровода полагалось идти по земле босыми. Непосредственный контакт «с матушкой сырой землей» в крестьянском мировосприятии с древнейших времен считался непременным условием успешного исполнения любого аграрного ритуального действия, направленного на увеличение урожая. Эту же цель, вероятно, преследовало выполне¬ние девушками постоянных волнообразных и перевивающихся движений, а также подбрасывание в воздух пояса.
Со временем возвращение в деревню главного действующего лица хоровода — девочки-«колоска» — приобретает определенную религиозную окраску, выразившуюся в разбрасывании ею колосьев, сорванных на поле, под стенами церкви. В более раннем варианте обряда девочка раскидывает стебли ржи вдоль деревенской дороги.
Литература:
1. Агапкина Т. А. Мифологические основы славянского народно¬го календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002; 2. Виноградов Г. Дет¬ский народный календарь // Сибирская живая старина. Иркутск, 1924. Вып. 2; 3. Громыко М. М. Весенний цикл русских традицион¬ных развлечений молодежи // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII — начала XX в. Новосибирск, 1985; 4. Громы¬ко М. М. Мир русской деревни. М., 1991; 5. Зимина Т. А. Вождение колоска // Русский праздник. СПб., 2001; 6. Минх А. П. Народные обычаи, обряды, суеверия и предрассудки Саратовской губернии, собранные в 1861—1888 гг. // Записки РГО по отд. этнографии. СПб., 1889, Т. 19. Вып. 2; 7. Яролл В. Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования). СПб., 1995; 8.Харузина В. Н. Об участии детей в религиозно-обрядовой жизни// Этнографическое обозрение, 1911, № 1-2.
Н. Соснина

Источник:
Русские дети: Основы народной педагогики. Иллюстрированная энцикло¬педия / Авт.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. — СПб.: Искусство—СПБ, 2006. — 566 с: ил.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет